На эту тему у меня сохранилась любопытная статья-тест (к сожалению, без ссылки), которую и приведу - довольно содержательна, основана на практическом тесте и развенчивает многие "мифы" и предрассудки. Статья 2002 года, что тоже надо учесть... - поэтому не привожу подробных результатов тестов - важны общие выводы...
Цифра. Болванки ДоллиПылкий интерес человечества к клонированию возник задолго до экспериментов с невинной овечкой Долли. И наиболее ярко проявился в нашей страсти к копированию музыки на CD-R.
Лучшие умы человечества вот уже многие годы бьются над таинственной загадкой природы: почему идентичная по "цифре" копия на болванке CD-R звучит иначе, чем оригинал? Равные по накалу споры ведутся, пожалуй, лишь о том, как конвертируется бессмертная душа при клонировании человека. Как и в любой области человеческого знания, в науке о копировании болванок тоже существуют свои школы и течения. Их три.
Первая объясняет разницу в звучании между копией и оригиналом тем, что информация с болванки считывается не совсем точно. Схемы коррекции исправляют ошибки, но вносят едва заметные на слух искажения в исходный сигнал. Приверженцы этой точки зрения считают счастье легко достижимым - достаточно обзавестись несложной аппаратурой для измерения BLER (block errors rate), промерить с ее помощью болванки и рекордеры, найти самые лучшие по этому показателю, и все - путь к безупречному копированию чист и свободен, как Рублёвское шоссе за три минуты до спецпроезда. А если учесть, что технологии совершенствуются, а качество железа и расходников постоянно растет, то жить становится все лучше и веселее.
Я бы сам с радостью примкнул к лагерю этих счастливцев, но не могу, поскольку точно знаю, что болванки с высоким BLER довольно часто звучат лучше, чем их более аккуратные собратья.
Вторая точка зрения не отрицает значения BLER, но в деградации звука обвиняет еще и джиттер. Апологеты первого пути, услышав это слово, обычно презрительно фыркают. Мол, причем тут джиттер, ведь все данные перед подачей на ЦАП попадают в буфер и там от этой дряни очищаются. Поскольку сам я склоняюсь именно ко второй точке зрения, то в ответ на этот довод привожу свой. А именно: при считывании не очень качественной болванки (например, с повышенным эксцентриситетом) возрастает нагрузка на сервомеханизм считывающей головки - ему приходится более интенсивно работать, чтобы не потерять дорожку. Возрастает уровень вибраций и электромеханических помех, которые по цепям питания разносятся по всем блокам. И пагубно влияют на работу ЦАПа, если тот, конечно, не развязан по питанию от всей остальной схемы. Из этого следует парадоксальный вывод, что чем выше класс проигрывателя, тем он должен лучше воспроизводить не самые лучшие болванки. Хотя многочисленные публикации в Интернет-форумах и оффлайновых изданиях пестрят совсем иными утверждениями.
Наконец, есть еще
третья точка зрения. Мол, виноват некий "псих-фактор" - аудиофильское помутнение рассудка и болезненное обострение слуха, при котором слышится то, чего на самом деле нет и не может быть в принципе. Иногда мне хочется вставить себе в уши бананы и примкнуть к этой группе психически устойчивых граждан, но профессиональный долг не велит.
"36 ТАЙВАНЬСКИХ "КОМИССАРОВ"Обостренное чувство долга вынудило меня провести обширное и весьма трудоемкое исследование. На Савеловском компьютерном рынке я закупил 36 разных видов болванок и подверг их тщательному испытанию. К сожалению, влияние дисков на итоговое качество звучания столь эфемерно по сравнению с тем, что вносит в сигнал "железо", что измерить его инструментально не представилось возможным, хотя в какой-то момент мне казалось, что я нащупал критический измеряемый показатель. Однако повторные перекрестные измерения разрушили эту иллюзию, надёжные и повторяемые измерения так и остались светлой мечтой. Единственный прибор, способный выделить из общего хаоса специфические искажения, вносимые в звук болванками, это природный биометрический комплекс "голова - уши". Короче, пришлось все оценивать по старинке, на слух.
В качестве тестового музыкального материала был выбран фирменный сэмплер Naim №4 c записями классической камерной музыки. Можно было бы взять и что-нибудь повеселее, но, как выяснилось, именно на классике с обилием струнных разница в звучании разных болванок была наиболее заметной. Перед записью всех дисков был проведен тест на скорость: болванки одного типа записывались на скоростях 1х, 8х и 16х. Рекордер - Yamaha CRW3200E. Выяснилось, что наиболее близкое к оригиналу звучание было достигнуто при записи на скорости 16х. Удивлены?
Действительно, многие аудиофилы убеждены, что писать CD-R следует исключительно на однократной скорости. В подтверждение приводят тесты. Объясняю их резоны. Тесты эти проводились достаточно давно на рекордерах с максимальной скоростью записи 4х - 8х. С тех пор техника ушла вперед. Появились новые технологии, как, например, Running Optimum Power Control - динамическая подстройка мощности лазера непосредственно в процессе записи.
Сами производители рекордеров рекомендуют обычно записывать болванки на максимально допустимой для данного типа болванки скорости - именно на ней обеспечивается оптимальный режим. Более того, при работе на более низких скоростях могут возникать вибрации в сервомеханике, способные повлиять на качество записи. Об этом говорится в документах авторитетной независимой тестовой лаборатории Media Sciences, Inc. (США), которая занимается изучением и тестированием носителей информации. В лаборатории подсчитывали число неисправимых и самых вредных для звучания ошибок Е22, Е32 на разных скоростях записи. Максимальное количество их пришлось на скорость 1х.
Цитирую: "При работе дисковода возникают высокочастотные вибрации, которые должны гаситься специальными амортизаторами. К сожалению, оптимальный уровень демпфирования не может быть достигнут для всех частот вибрации. При записи на скорости 1х возникает вибрация более низкой частоты, которая может создавать помехи в работе сервомеханизма".
Далее говорится, что у каждого рекордера есть своя оптимальная скорость записи, на которой число ошибок минимально. У нашей Yamaha CRW3200E максимальная скорость равна 24х, но все болванки мы записывали на 16х, поскольку среди тестируемых было немало сертифицированных именно на эту "передачу" как высшую. Кстати, при калибровке лазера Yamaha проверяет скоростные возможности болванки, и если установленная скорость их превышает, автоматически ее снижает. С участниками теста этого не произошло ни разу, хотя среди них было немало дисков с необозначенной скоростью.
После записи дискам дали немного отлежаться - по моему опыту, свежие, только что "испеченные" болванки звучат плохо. Затем звучание каждого тестового образца многократно сравнивалось с оригиналом. Выставленная в результате прослушивания оценка является не абсолютной, а сравнительной. 10 баллов означает практически неотличимое от оригинала звучание. Вы можете обратить внимание, что некоторые участники теста получили 11 - это значит, что копия играла лучше оригинала. Характер улучшения описан в соответствующем столбце таблицы. Возможно ли такое?
Возможно. С технической точки зрения, сэмплер Naim - не сугубо аудиофильское издание. Это диск с очень грамотно подобранным и прекрасно записанным музыкальным материалом, отпечатанный, однако, на обычной CD-фабрике в Австрии по общим нормативам и допускам. Любое, даже самое совершенное оборудование со временем изнашивается. Кстати, в свое время качество китайских пиратских дисков было ужасающим именно потому, что китайцы работали на списанном оборудовании, закупленном по дешевке в Европе. Поэтому ничего, по большому счёту, удивительного нет в том, что современная болванка, изготовленная на самом свежем оборудовании, может оказаться более точной, нежели фабричный диск.
Естественно, на результаты теста повлияла и аппаратура. Болванки слушались на CD-проигрывателе Denon DCD-735, подвергнутом незадолго до того модернизации. Был заменен более современным читающий механизм (со способностью играть CD-RW), разделено питание аналогового и цифрового блоков, установленные более качественные операционные усилители. Чтобы исключить влияние кабелей, внешнего усилителя и акустики, в качестве монитора использовались профессиональные студийные наушники Fostex T50RP, известные максимально выровненной частотной характеристикой и уникальной перегрузочной способностью, - это позволило четко различать минимальные оттенки в звучании.
Поскольку был получен неожиданный результат - звучание некоторых болванок показалось более предпочтительным, чем у оригинала (балл 11 из 10!!!) , я провел дополнительное прослушивание на аппаратуре более высокой ценовой категории.
Состав системы: CD-проигрыватель - Primare D30.2 ($2730). Усилители - Simаudio, предварительный Moon P-S ($5400) и пара оконечников Moon W-10 ($13500). Акустические системы - Dynaudio Contour 1.3 MKII ($1700) на подставках Dynaudio Ultima ($810). Межблочные кабели - Cardas Golden Cross ($939 за 1 м), кабели акустические - Siltech LS120 G3 ($2370 за 2 м).
Для пущей объективности в качестве эксперта-слухача пригласил не лишённого легендарности Александра Тарима из журнала "Салон AV". Прослушивание было слепым - эксперт не знал, какой диск находится в лотке проигрывателя. Три оригинальных диска (сэмплеры Naim №3 и 4, а также скрипичный концерт Кшиштофа Пендерецкого в исполнении Анны-Софи Муттер) сравнивались с копиями на недорогих болванках Mirex, причем в исполнении bulk. Лишь в одном из трех случаев предпочтение было отдано оригиналу. В двух случаях Александр Тарим счел лучшим звучание копии. Надо сказать, что тестовая система обладала чрезвычайно высоким разрешением, возможно, даже более высоким, чем студийное оборудование, которое использовалось при мастеринге дисков. Видимо, вылезли ненужные детали, которые звукорежиссер не планировал демонстрировать слушателям. А более мягкое и менее сфокусированное звучание болванок позволило приблизиться к тому саунду, что задумывался. Главное, что звучание копий не оказалось на дорогой системе отстойным, чего я, честно говоря, побаивался. Как видим, даже техника высокого класса относится теперь к записям на CD-R вполне благожелательно.
НЕ СЧЕСТЬ БОЛВАНОК ЗОЛОТЫХ...
Чтобы самостоятельно проанализировать результаты теста, приведенные в таблице, не требуется экстремальных интеллектуальных усилий...
[Примечание vladimirzuev: Этих болванок давно нет в продаже - поэтому сегодня особого практического смысла в полной таблице нет. Но - ! Все баллы колеблются в диапазоне 9 - 10 (кроме очевидных noname), а 3 болванки - TDK, Verbatim и Mirex Gold получили 11 !!! Оригинал принят за 10.] ...Отмечу лишь, что среди победителей не оказалось ни одной болванки, изготовленной компанией Taiyo Yuden. Это грустно, поскольку именно ее изделия считались до недавнего времени многими наиболее подходящими для звукозаписи.
Среди победителей нет ни одной болванки с рабочим слоем из цианина (синие и зелёные) - это подтверждает мои старые предположения, что фталоцианиновые ("золотые") диски более музыкальны.
Побочный результат исследования: подтвердилось, что специальные аудиоболванки для потребительских рекордеров не обладают какими-либо качественными преимуществами. Я всегда говорил, что это развод клиента, ergo - выброшенные деньги.
Не нашло подтверждения и расхожее мнение о преимуществах 74-минутных CD-R перед 80-минутными. А вот утверждение, что 90-минутные болванки играют отвратительно, оказалось справедливым. По крайней мере, это относится к болванкам, произведенным под маркой SKC.
Мнение, что болванки Mirex разных типов совершенно одинаковые, не нашло подтверждения. Кстати, хотя у Mirex и Mmore указан один производитель, делают их на одинаковом оборудовании, но в разных местах. В итоге они получаются разные. Как известно, Mirex - это наши родные болванки, и делают их на Урале.
Совершенно очевидно, что качество болванок даже одного производителя может меняться от партии к партии. Однако в любом случае надо признать, что качество болванок (и рекордеров) за последнее время значительно выросло.
Не удивлюсь, если в следующем тесте наши победители окажутся в хвосте, и мир узнает о новых лидерах. Хотелось бы верить, что и оценок 10 или хотя бы 9 будет больше. Как бы то ни было, через некоторое время (скажем, через годик) тест надо будет повторить. Избавление от стереотипов - очень полезное дело. А иногда и выгодное...
2002 год
Думаю, с учетом прошедших 6 лет (техника все же идет вперед), каждый может сделать свои выводы - особенно по скоростям записи...
На мой взгляд - лучший путь - проделать свои собственный эксперимент...
Я, например, пользуюсь черными болванками Mirex Maestro Gold - c видом "классической виниловой пластинки" (дорожки, "яблоко" и т.п.) - их качество великолепно! - и уже особенно не заморачиваюсь со скоростями - пишу на 16х или 24х (32х и больше до сих пор как "аудиофил" боюсь

) - но никакой разницы с малыми скоростями нет - проверял тщательнейшим образом и инструментально, и на слух (и даже порой кажется. что на малой скорости - хуже, чуть глуше и мутнее, хотя измерениями сие не подтверждалось)...
Сделайте свой разумный практический выбор, и уж не слишком сильно мучайтесь с теориями - их всегда довольно много, в том числе и парадоксальных, - а слушать то Вам!

Удачи!