RAGNAROK “RAGNAROK” (REVOLUTION, 1975)

Жемчужина новозеландского прогрессивного рока. Рагнарек в германо-скандинавской мифологии – что-то вроде конца света, великая битва добра и зла. Но в данном случае нет никаких помпезных и пафосных запилов, запредельных воплей и музыкального Армагеддона. Зато много прекрасной лирики на фоне обволакивающих звуков синтезаторов и сопровождающей гитары. Восемь дорожек альбома – один из вариантов европейского симфо-прога с сильным «кислотным» влиянием, дополненным идеями и мелодическими гармониями авторов. Итак, четверо музыкантов сформировали свой состав в Окленде (НЗ) в 1974 году. И хотя пели все участники, группу усилили Мией Маальфрид – солисткой, открывавшей концерты заезжих знаменитостей. Альбом открывает композиция Fenris, здесь в нежные проходы клавишных врывается энергичный голос Маальфрид и после припева музыкальный массив рассыпается на тягучее монументальное соло-перекличку синтезаторов. Красиво, слов нет, особенно модуляции в финале и эхо-вокализы Мии (Fenris выпущенная синглом заняла 32 место в национальном хит-параде). На второй печальной теме Butterfly Sky появляется мужской вокал и запоминающийся прекрасный воспаряющий гитарный риф. Отмечу, что доминирующая роль клавиш Андра Джэйета остается на протяжении всего альбома: мощные волны минорных созвучий вкупе с гитарными эффектами Рамона Йорка и конечно же отменное многоголосье всех участников – визитная карточка коллектива. Лучшие традиции поздней психоделии, группа демонстрирует в великолепной мрачно-депрессивной композиции Rainbow Bridge. Причем большая часть семиминутного сочинения звучит в инструментальном ключе и лишь на последних минутах возникает отрешенный мужской голос, плывущий над этим миром, постепенно приобретая силу и некий позитив. Дальше призрачные миражи вновь возникают в полностью инструментальной Raga. Чувство меры не изменяет группе и вот уже Миа Маальфрид зажигает в изобилующей синкопами песне Caviar Queen – вполне качественный переход, заканчивающийся шумом океана. А теперь можно вновь абстрагироваться и помечтать, слушая еще один инструментально-прогрессивный эпик Dream. Финальный многочастный и навороченный трек Dawning Horn, звучит вполне в тему, если вспомнить что такое RAGNAROK (смотри выше). Беда в том, что послушать эту стоящую группу можно только на виниле, а единственный и очень редкий бутлег можно было проиграть с подачи Poor House, да вот вопрос – где его найти?
1. Fenris (2:30)
2. Butterfly sky (4:39)
3. Fire in the Sky (3:02)
4. Rainbow Bridge (8:00)
5. Raga (0:46)
6. Caviar Queen (4:52)
7. Dream (4:40)
8. Dawning Horn (1:27)
9. Ragnarok (4:20)
10. Ragnarok (4:09)
[ Скрытый текст ]
RAGNAROK “NOOKS” (POLYDOR, 1976)

Свой второй альбом новозеландцы RAGNAROK записывали без Мии Маальфрид – обаятельная блондинка оставила группу в конце 1975 года и подалась на вольные хлеба. В будущем она получила признание как поэт-песенник, выступая в залах Лондона, Лос Анжелеса и Нэшвилла. А команда продолжила свой путь вчетвером и год спустя отметилась новым релизом. Семь треков мало чем отличались от предыдущей работы. Все тот же всеобъемлющий каскад синтезаторов, бесподобные мелодии. симфо-проговое настроение и компетентное вокальное согласование. Музыкальная палитра стала разнообразнее и побогаче, «кислотные» влияния почти сошли на нет, «приземленный» саунд пошел группе только на пользу. Заглавный трек Five New Years доказал, что своими вокальными способностями музыканты прекрасно управляют без Мии. Отличные расклады помноженные на замечательные гармонии и мелодичный звуковой занавес, прозрачные переходы и финальное вокальные хоральные переливы – вне всяких похвал! Под стать ей следующая дорожка Waterfall - Capt. Fogg: хлестко, уверенно, красиво, даже слегка писклявая тональность клавишных и синтезированные гитарные аккорды ничуть не портят картину. Но неожиданный переход в буги- вуги во второй части, слегка ошарашивает. Зачем такой диссонанс? Впрочем, концовка очень хороша, а немного копоти тоже видать было нужно. На инструментальной пьесе Fourteenth Knock приоритет в руках барабанщика Марка Джэйета, братца главного синтезаторного гуру – Андра. А как красива нежная баллада Paths of Reminiscence с акустической (явно не синтезированной) гитарой. И было бы очень просто отыграть ее в заданном ключе, но в коде звучит почти воздушный минорный проход, сходящий на нет и композиция приобретает иные оттенки. Начало The Volsung является как бы продолжением предыдущего трека, но выливается в новое звучание, поддержанное хоралом с эффектом реверберации и ставшей традиционной клавишно-гитарным перекличкой. Semolina почти фолковая композиция с очень сильной мелодией. Я уловил в ней долю юмора – уж очень жалостливо поют музыканты о манной каше. В последнем треке Nooks, почти шедевральной многоходовой инструментальной пьесе, музыканты демонстрируют все свои профессиональные навыки. И как выяснилось позже, композиция оказалась прощальной – их творчество уже не шло в ногу со временем. RAGNAROK дали еще несколько концертов в поддержку Nooks, но даже преданные поклонники из провинции их не поддержали. В 1977 году квартет распадается. С переизданием Nooks, группе повезло несколько больше – компакт появился в 90-х в Корее и Японии, причем в формате мини-LP, но в настоящее время является раритетом.
1. Five New years (4:48)
2. Waterfall - Capt. Fogg (6:16)
3. Fourteenth Knock (4:53)
4. Paths of Reminiscence (4:15)
5. The Volsung (5:58)
6. Semolina (3:57)
7. Nooks (7:13)
[ Скрытый текст ]
RAGNAROK “Live in New Zealand, November 24th, 1976"

А для особо продвинутых очень редкий бутлег из 6 треков с двумя ремейками Pink Floyd и Led Zeppelin!
1. Raga
2. Butterfly Sky
3. Rainbow Bridge
4. I Fall Apart
5. Pink Floyd Medley (Us & Them)
6. Whole Lotta Love
[ Скрытый текст ]