Роботы повсюду. Роботы стирают белье. Роботы водят машины. Роботы занимаются сексом. Роботы попадают на ТВ. А самые маленькие роботы командуют домашними паразитами, причем настолько успешно, что вся тараканья братия единогласно принимает их за своих. Как же робототехнике удалось этого добиться?
В первую очередь – благодаря программе Еврокомиссии под названием «Технологии информационного общества», в рамках которой команды ученых со всего мира получили крупные гранты на интересные проекты.
Одним из таких проектов стал «инсектобот» – крохотный робот, способный внедряться в популяцию тараканов и устанавливать в сложном тараканьем обществе свои законы. Инсектоботы (англ. insect – «насекомое» + robot – «автоматическое устройство с антропоморфным действием») размером со среднего задиванного усача, оснащенные двумя моторчиками, бойко передвигаются на шести колесах, огибая острые углы и не заезжая на плинтус, умным видеовзором оценивают обстановку и обо всем увиденном немедленно сообщают на базу.
Оказавшись в гуще паразитов, инсектоботы начинают выделять особый феромон – вещество, по которому тараканы опознают друг друга – и сходят за своих. В случае разоблачения робот экстренно выходит на связь с хозяином, и хозяин спешит на помощь с тапочкой в руке…
Если же все складывается нормально, шпион, заручившись доверием тараканьей элиты, захватывает власть. В этом ему, конечно же, помогают конвейерные товарищи, присланные в подкрепление. Вместе они выводят тараканов из темного угла, ведут к свету, виртуозно преодолевая препятствия. Если в народе намечаются волнения, могущественные инсектоботы мгновенно оцепляют толпу и нейтрализуют мятежников. При всем этом е-тараканы настолько точно копируют повадки насекомых, что никому из паразитов и в голову не приходит обратить внимание на их колеса и моторчики.
Если же инсектобот все-таки потерпел провал, возможно, у него просто сел аккумулятор, и для восстановления шпионских качеств потребуется небольшая подзарядка.
Модель опробована только на тараканах, поскольку из всех социальных насекомых они – наиболее изученный и, надо сказать, не самый продвинутый в вопросах демократии вид. Скажем, в муравейнике или пчелином улье диверсия могла бы и не удаться, главным образом из-за несовершенства инсектобота. Да, у суперагента есть масса недостатков: к примеру, робот умеет только «строить», но не способен сам реагировать на команды, может опрыскать все вокруг своим феромоном и не почувствовать приближения сородичей.
Тем не менее – «это замечательное изобретение позволит нам узнать массу нового о коллективном поведении животных, и не только насекомых, а в будущем взять под контроль целые популяции и даже виды», — обещает руководитель исследования. Луи Денойбург из Брюссельского Свободного университета.
www.utro.ru