На прошлой неделе на автосалоне в индийском Нью-Дели на суд зрителей впервые был представлен самый дешевый в мире автомобиль - Tata Nano. Индийский автопроизводитель Tata, несмотря на пессимизм мировых автоконцернов, сдержал свое слово и все-таки сделал "народный автомобиль" по сказочно низкой цене - ,5 тыс. Tata намерена произвести и продать полмиллиона маленьких Nano в Индии. Затем готовится начать поставки этого автомобиля за рубеж.
Автосалон в Нью-Дели никогда не был под столь пристальным вниманием мировых автопроизводителей. Девятый по счету индийский автосалон получил особую популярность благодаря обещанию крупнейшего местного автопроизводителя Tata Motors, капитализация которого оценивается почти в два раза дороже "АвтоВАЗа" в ,8 млрд, показать самый дешевый в мире автомобиль. Сегодня состоялась долгожданная премьера Tata Nano стоимостью всего ,5 тыс. Его представил сам Ратан Тата, глава компании.
Мировой тренд
Tata уже давно взбудоражила умы мировых автоконцернов, пообещав сделать автомобиль розничной стоимостью 100 тыс. рупий (около ,5 тыс. или около 60 тыс. рублей). Это почти вдвое дешевле самого недорогого сегодня автомобиля в мире. Покупателю придется доплатить только за транспортный налог и транспортировку машины.
Создание массовых бюджетных автомобилей - это общемировой тренд. О создании "народных автомобилей" уже объявили практически все мировые автоконцерны - Nissan, Toyota, Volkswagen, Honda, Fiat, альянс Renault-Nissan и другие (подробнее см. доп.материал). Однако ни один из них не решался на создание столь дешевого автомобиля, как Tata. По сути, никто даже не верил в возможность реализации планов Ратана Тата. Но пессимизм сменяется подражанием. Renault, который преуспел со своим упрощенным седаном Logan, разрабатывает автомобиль за тыс. совместно с местным конкурентом Tata - Bajaj Auto Ltd (подробнее см. в доп.материале).
Кто вы, мистер Tata Nano
За ,5 тыс. покупатель сможет получить очень маленький, однако вмещающий четырех пассажиров, автомобиль. Длина машины составляет 3,1 метра, ширина - 1,5 метра, высота - 1,6 метра. Размер бампера Tata Nano на 8% меньше, чем у малолитражного автомобиля Maruti 800, сделанного госпредприятием и японской Suzuki, однако Nano на 20% просторней. В свое время в 1980-х миниатюрный автомобиль Maruti 800 заменил многим индийцам мотороллер - излюбленное по дешевизне средство передвижения в Индии. В XXI веке такую роль намерен возложить на себя Tata Nano.
Покупатель Tata Nano получит за ,5 тыс. автомобиль, оснащенный алюминиевым впрысковым бензиновым двухцилиндрованным двигателем объемом 623 куб. см и мощностью 33 л.с. У автомобиля будет 30-литровый топливный бак и 4-ступенчатая механическая коробка передач. Однако наличие усилителя руля комплектация не предусматривает. Зато автомобиль будет иметь передние диски и задние барабаны.
Приборная панель руля будет показывать только спидометр, количество топлива в баке и индикатор масла. Радио в автомобиле не предусмотрено. Машина будет поставляться в базовой комплектации, а также будут доступны два варианта "люкс", в которых будет кондиционер.
Дешевый и экологичный
Глава Tata развеял и опасения защитников окружающей среды. Они беспокоились, что столь дешевый автомобиль будет сильно загрязнять окружающую среду и увеличит зависимость Индии от нефтяного импорта. Ратан Тата заверил, что новый пятиместный автомобиль полностью соответствует нормам безопасности и экологическим нормам. Двигатель автомобиля расположен в задней части и соответствует как индийскому экостандарту "Бхарат-3", так и европейскому "Евро-4". По словам Ратана Тата, это автомобиль успешно прошел не только необходимые краш-тесты в Индии, но и испытания в соответствии с международными стандартами. В связи с этим, глава индийского концерна уверил, что автомобиль будет поставляться за рубеж. Пока нет данных о том, появится ли Tata Nano в России. Скорее всего, сказочно дешевая машина поедет в азиатские страны для замены пользующихся там популярностью двух - и трехколесных машин (видео индийской моторикши см. в доп.материале).
Полмиллиона по ,5 тыс.
Производство автомобильного чуда начнется уже во второй половине 2008 года. Ежегодно на свет будет выпускаться полмиллиона Tata Nano. В компании уверены в коммерческом успехе автомобиля. Сейчас за счет повышения доходов среднего класса маленькие автомобили, такие как Maruti Alto и Hyundai Santro, занимают более двух третей индийского рынка, который по оценкам должен через два года удвоиться до 2 млн.
http://www.rb.ru/topstory/business/2008/01/10/123853.html